Критерии выбора метода математической обработки данных в психологии PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Библиотека - Статистика
Автор: Бруннер Евгений Юрьевич   
18.10.2010 23:42

КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИИ

Для проверки гипотез и обоснования достоверности различий в психологии применяются методы математической статистики.

Задачи

Условия

Методы

1. Выявление  различий в уровне исследуемого признака

а) 2 выборки испытуемых

Q — критерий Розенбаума;

U — критерий Манна-Уитни;

φ — критерий (угловое преобразование Фишера)

б) 3 и более выборок испытуемых

S — критерий тенденций Джонкира;

Н — критерий Крускала-Уоллиса

2.Оценка сдвига зна­чений исследуемого признака

а) 2 замера на од ной и той же выборке испытуемых

Т — критерий Вилкоксона;

G — критерий знаков;

φ — критерий (угловое преобразование Фишера).

б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых

X2- критерий Фридмана;

L — критерий тенденций Пейджа

3. Выявление различий в распределении признака

а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим

X2 — критерий Пирсона;

λ — критерий Колмогорова-Смирнова;

m — биномиальный критерий

б) при сопоставлении двух эмпирических распределений

X2 — критерий Пирсона;

λ критерий Колмогорова-Смирнова;

φ — критерий (угловое преобразование Фишера).

rs — коэффициент ранговой корреляции Спирмена

4. Выявление степени согласованности изменений

а) двух признаков

rs — коэффициент ранговой корреляции Спирмена

б) двух иерархий или профилей

S — критерий тенденций Джонкира;

L — критерий тенденций Пейджа; однофакторный дисперсионный анализ Фишера.

5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий

а) под влиянием одного фактора

однофакторный дисперсионный анализ Фишера.

б) под влиянием двух факторов одновременно

Двухфакторный дисперсионный анализ Фишера.

 


Возможности и ограничения параметрических  и непараметрических критериев

Параметрические критерии

Непараметрические критерии

1. Позволяют прямо оценить различия в средних, полученных в двух выборках (t — критерий Стьюдента).

Позволяют оценить лишь средние тенденции, например, ответить на вопрос, чаще ли в выборке А встречаются более высо­кие, а в выборке Б — более низкие значе­ния признака (критерии Q, U, ф и др.).

2.Позволяют прямо оценить различия в дисперсиях (критерий Фишера).

Позволяют оценить лишь различия в диа­пазонах вариативности признака (критерий ф)

3.Позволяют выявить тенденции изменения признака при переходе от ус­ловия к условию (дисперсионный однофакторный анализ), но лишь при условии нормального распределения признака.

Позволяют выявить тенденции изменения признака при переходе от условия к условию при любом распределении признака (критерии тенденций L и S).

4.Позволяют оценить взаимодействие двух и более факторов в их влиянии на изменения признака (двухфакторный дисперсионный анализ).

Эта возможность отсутствует.

5.Экспериментальные данные должны отвечать двум, а иногда трем, условиям:


а)  значения признака измерены по интервальной шкале;


б)  распределение признака является нормальным;


в) в дисперсионном анализе должно соблюдаться требование равенства дисперсий в ячейках комплекса.

Экспериментальные данные могут не отвечать ни одному из этих условий:
а) значения признака могут быть представлены в любой шкале, начиная от шкалы наименований;
б) распределение признака может быть любым и совпадение его с каким-либо теоретическим законом распределения необязательно и не нуждается в проверке; в)  требование равенства дисперсий отсутствует

6.Математические расчеты довольно сложны

Математические расчеты по большей части просты и занимают мало времени (за исключением критериев X2 и λ).

7.Если условия, перечисленные в п.5, выполняются, параметрические критерии оказываются несколько более мощными, чем непараметрические

Если условия, перечисленные в п.5, не выполняются, непараметрические критерии оказываются более мощными, чем пара метрические.

 



 

Добавить комментарий

Длина комментария не более 1000 символов


Защитный код
Обновить

ВХОД



РЕЙТИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ САЙТОВ У ПСИХОЛОГА
Push 2 Check
Free counters!
МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Украина онлайн