Счет по Э. Крепелину (умственная работоспособность) PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 
Тесты - Внимание
Автор: Бруннер Евгений Юрьевич   
02.03.2011 22:34

IV.1. СЧЕТ ПО Э. КРЕПЕЛИНУ
(УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ)

Методические рекомендации. В счете по Э. Крепелину испытуемому предлагается специальный бланк, на котором напечатаны строчками пары цифр, подлежащих сложению или вычитанию в уме. Через каждые 15–30 с экспериментатор подает сигнал «Черта!», после чего испытуемый должен перейти работать на следующую строку. Работа по данной методике может продолжаться до 10 мин, что позволит выявить динамику работоспособности и выявить установку исследуемого на скорость и точность выполнения работы. В этом случае экспериментатору необходимо заранее заготовить несколько бланков. При наблюдении и опросе после эксперимента необходимо уточнить реакцию испытуемого на монотонность работы, степень усталости.
Оснащение эксперимента. Бланк (прил. 4.1), секундомер, протокол.
Инструкция: «Складывайте пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, старайтесь не допускать ошибок. Если сумма чисел больше 10, то, отбросив десяток, пишите только единицы. Когда услышите команду «Черта!», поставьте черту в том месте, где Вас застала эта команда и сразу же переходите работать на следующую строку».
Обработка. Результаты опыта оценивают по скорости (А, знаков в с) выполнения задания (см. раздел I.1.1) и по числу допущенных ошибок, как за исследуемые интервалы времени, так и за весь эксперимент. По результатам опыта строят графики.
Коэффициент работоспособности (КR, усл. ед.) вычисляют по формуле:

КR=S2/S1, где

S1 — количество правильных сложений первых четырех строк, S2 — количество правильных сложений четырех последних строк.
Сравнение скорости выполнения задания за второй и последний промежутки времени позволяет судить о степени утомляемости и упражняемости внимания.

Интерпретация. При исследовании темпа интеллектуальной работоспособности увеличение количества выполненных сложений или вычитаний за единицу времени свидетельствует о врабатываемости, автоматизации интеллектуального навыка, отсутствии истощаемости внимания. Сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз говорит о явлениях неустойчивости активного внимания, его колебаниях, склонности к психической истощаемости.
Указанные тенденции могут обнаруживать себя в процессе учебной деятельности. Их моделирование в экспериментальной и естественной ситуациях позволит педагогу изменять динамику сенсомоторных процессов и интеллектуальной деятельности школьника с учетом обстоятельств и индивидуальной программы обучения. Выполнение школьником данного задания поможет педагогу выяснить, какие операции более автоматизированы и выполняются быстрее, а какие — менее и с ошибками.
Если значение показателя КR приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.
Больные, имеющие различные психические заболевания, имеют свои особенности выполнения методики Крепелина.
— При органических заболеваниях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы, опухоли) наблюдается невысокая продуктивность внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок.
— При неврозах выполнение имеет неравномерный, пикообразный характер, ошибок допускается мало, продуктивность может быть достаточно высокой (т. е. приближающейся к норме), но с тенденцией к истощению. Об истощаемости и снижении работоспособности свидетельствует неравномерный темп выполнения, но тенденция к истощаемости не столь резко выражена, как у больных органическими заболеваниями головного мозга.
—При шизофрении с апато-абулическим синдромом больные показывают крайне низкую работоспособность (2–4 сложения в каждой строке). Возможно наличие ошибок без тенденции к истощаемости. При выполнении таблицы Э. Крепелина больные этой группы нуждаются в побуждении, так как никакого интереса к работе не проявляют.

Анализ результатов может также проводиться по следующим двум направлениям:
1) количественное сопоставление результатов испытуемого со среднегрупповыми результатами;
2) качественный анализ индивидуальных результатов испытуемого.
1) Количественное сопоставление результатов испытуемого со среднегрупповыми результатами
При количественном анализе принимается во внимание два показателя – скорость (производительность, А, зн/с) и точность (Т) работы.
Скорость работы в большей степени связана с темпом умственной деятельности испытуемого. Точность работы в большей степени связана с устойчивостью внимания.
Необходимо сравнить индивидуальные показатели скорости и точности работы со среднегрупповыми.
Если скорость работы испытуемого примерно равна среднегрупповой, то темп его умственной деятельности (или работоспособность) можно считать средним. Аналогично делается вывод о высоком и низком темпах деятельности.
Если число ошибок испытуемого среднее или ниже среднего по группе, это свидетельствует об устойчивом внимании. Большое число допущенных ошибок связано с неустойчивым вниманием.
2) Качественный анализ индивидуальных результатов испытуемого.
При качественном анализе анализируют форму графика устойчивости (производительности, А, зн/с) внимания. Выделяются следующие четыре типа графиков.
1-й тип.
Характеризуется незначительными колебаниями в скорости и точности внимания на протяжении всех этапов эксперимента. В рамках этого типа можно выделить четыре подтипа.
Подтип 1а – показатели скорости и точности работы высокие или средние. Это так называемый «нормальный тип» графика, который свидетельствует о хорошей устойчивости внимания испытуемого.
Все нижеописываемые подтипы и типы графиков характеризуются той или иной степенью неблагополучия. При их анализе следует иметь в виду, что причины разных видов нарушений могут быть одинаковыми. К таким «универсальным» причинам, которые могут проявиться в любом типе «неблагополучного» графика, можно отнести следующие:
— слабая заинтересованность испытуемого в результатах эксперимента;
— состояние усталости;
— слабая сформированность счетных операций.
Наряду с общими причинами, каждый отдельный тип графика может быть связан с более частными, индивидуальными особенностями испытуемого.
Подтип 1б – при стабильно высокой скорости выполнения задания испытуемый на протяжении всего эксперимента допускает много ошибок. Возможные причины:
— испытуемый понимает важность, значимость испытания, боится неуспеха (личная тревожность), вследствие этого избыточно ориентирован на скорость в ущерб точности;
— слабость самоконтроля, самоорганизации, т.е. слабая сформированность произвольного внимания.
Подтип 1в – испытуемый выполняет задание с высокой точностью, но с очень низкой скоростью. Возможные причины:
— испытуемый излишне ориентирован на точность выполнения в ущерб скорости (также может быть связан с высокой ситуативной или личностной тревожностью);
— общая замедленность темпа деятельности, связанная с типом темперамента.
Подтип 1г – показатели скорости и точности работы стабильно низкие. Самый неблагоприятный из всех типов. Требует дополнительного обследования с помощью других методик.
2-й тип.
Характеризуется либо постепенным увеличением числа ошибок, либо постепенным снижением продуктивности, либо двумя тенденциями одновременно. Это «истощающийся тип» внимания. Такой результат испытуемого может иметь разные причины:
— слабая сформированность произвольного внимания, неумение в течение длительного времени выполнять неинтересную деятельность;
— высокая астеничность испытуемого;
— органические заболевания головного мозга, например, травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы (если тенденция к истощению выражена ярко уже на начальных этапах эксперимента).
3-й тип.
График имеет зигзагообразный характер. Продуктивность резко колеблется, неравномерна на разных этапах эксперимента. Это может быть связано с эмоциональной неуравновешенностью испытуемого, с невротическим состоянием (если неравномерность выполнения сочетается с тенденцией к истощению).
4-й тип.
Характеризуется постепенным повышением продуктивности, снижением числа ошибок на протяжении эксперимента. Это «заторможенный тип» внимания. Свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого, трудностях на начальной стадии организации произвольного внимания. Данный тип может быть связан с типом темперамента.

IV.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ПО ТАБЛИЦАМ Э. КРЕПЕЛИНА.

Методические рекомендации. Для исследования переключаемости и инертности внимания может быть использована модификация таблицы Э. Крепелина, разработанная Н. И. Курочкиным. В ней предлагается поочередное чередование операций сложения и вычитания. Испытуемому необходимо все время помнить, что если в первом ряду он осуществлял сложение чисел, то во втором он должен их вычитать.
Оснащение эксперимента. Бланк (прил. 4.2), секундомер, протокол.

Обновлено 02.03.2011 22:43
 

Добавить комментарий

Длина комментария не более 1000 символов


Защитный код
Обновить

ВХОД



РЕЙТИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ САЙТОВ У ПСИХОЛОГА
Push 2 Check
Free counters!
МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Украина онлайн